Памятка для учителей
Суицидальное поведение – всевозможные проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки покушения и т.п. Суицидальное поведение в 90% случаях – это «крик о помощи» и лишь у 10% таких детей и подростков имеется истинное желание покончить с собой.
Признаки суицидальных намерений у детей и подростков
Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом можно догадаться по ряду характерных признаков:
Словесные признаки:
- Прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить».
- Косвенно намекает о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Я не могу так дальше жить».
- Много шутит на тему самоубийства.
- Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки:
- Раздает другим вещи, имеющие большую личную значимость; окончательно приводит в порядок дела, мирится с давними врагами.
- Демонстрирует радикальные перемены в поведении, такие, как: в еде (ест слишком мало или слишком много); во сне (спит слишком мало или слишком много); во внешнем виде (стал неряшливым); в школьных привычках (пропускает занятия, не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками; проявляет раздражительность, угрюмость; находится в подавленном настроении); замыкается от семьи и друзей; становится чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущает попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
- Проявляет признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки: человек может решиться на самоубийство, если:
- Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
- Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема).
- Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей)
- Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
- Слишком критически настроен по отношению к себе.
- Предпринимал раньше попытки суицида.
- Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
Помощь при потенциальном суициде
Внимательно выслушать подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Важно приложить все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
Оценить глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
Внимательно отнестись ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегать ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
Не бояться прямо спросить, не думает ли он (она) о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Завязать разговор о проблемах подростка можно с вопроса «Похоже, у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает?»
Важно не оставлять подростка в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь.
Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться.
Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.
- Общероссийский детский телефон доверия:
8-800-2000-122
- Горячая линия «Ребенок в опасности» Следственного комитета РФ
8-800-200-19-10
Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков
(А.Н. Волкова)
№ |
Проблема |
балл |
1 |
Утрата обоих родителей |
5 |
2 |
Утрата одного из родителей или развод в семье |
4 |
3 |
Тяжелая психологическая атмосфера в семье |
4 |
4 |
Изоляция в детском коллективе |
4 |
5 |
Несправедливые методы воспитания, подавление |
4 |
6 |
Тяжелые соматические болезни, инвалидность |
3 |
7 |
Отсутствие опоры на любящего взрослого |
3 |
8 |
Неудачи в учебе, низкие школьные успехи |
3 |
9 |
Акцентуации личности |
3 |
10 |
Употребление алкоголя и наркотиков |
2 |
11 |
Нарушение контроля, импульсивность |
2 |
12 |
Низкая самооценка |
1 |
13 |
Тяжело протекающий пубертат |
1 |
14 |
Пассивность, робость, несамостоятельность |
1 |
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВЫХ СУИЦИДОВ
СУИЦИД – это преднамеренное лишение себя жизни…
Почему ребенок решается на самоубийство?
- нуждается в любви и помощи
- чувствует себя никому не нужным
- не может сам разрешить сложную ситуацию
- накопилось множество нерешенных проблем
- боится наказания
- хочет отомстить обидчикам
- хочет получить кого-то или что-то
В группе риска – подростки, у которых:
- сложная семейная ситуация
- проблемы в учебе
- мало друзей
- нет устойчивых интересов, хобби
- перенесли тяжелую утрату
- семейная история суицида
- склонность к депрессиям
- употребляющие алкоголь, наркотики
- ссора с любимой девушкой или парнем
- жертвы насилия
- попавшие под влияние деструктивных
религиозных сект или молодежных течений
Признаки суицида:
- угрожает покончить с собой
- отмечается резкая смена настроения
- раздает любимые вещи
- «приводит свои дела в порядок»
- становится агрессивным, бунтует, не желает никого слушать
- живет на грани риска, не бережет себя
- утратил самоуважение
Что Вы можете сделать?
- будьте внимательны к своему ребенку
- умейте показывать свою любовь к нему
- откровенно разговаривайте с ним
- умейте слушать ребенка
- не бойтесь прямо спросить о самоубийстве
- не оставляйте ребенка один на один с проблемой
- предлагайте конструктивные подходы к решению проблемы
- вселяйте надежду, что любая ситуация может разрешиться конструктивно
- привлеките к оказанию поддержки значимых для ребенка лиц
- обратитесь за помощью к специалистам
Чего нельзя делать?
- не читайте нотации
- не игнорируйте человека, его желание получить внимание
- не говорите: «Разве это проблема?», «Ты живешь лучше других» и т.д.
- не спорьте
- не предлагайте неоправданных утешений
- не смейтесь над подростком
Советы внимательным и любящим родителям:
- показывайте ребенку, что вы его любите
- чаще обнимайте и целуйте
- поддерживайте в сложных ситуациях
- учите его способам разрешения жизненных ситуаций
- вселяйте в него уверенность в себе
- помогите ребенку проявить свои переживания через игры, рисунки, лепку, увлечения
Эти слова ласкают душу ребенка…
- Ты самый любимый!
- Ты очень много можешь!
- Спасибо!
- Что бы мы без тебя делали!
- Иди ко мне!
- Садись с нами!
- Расскажи мне, что с тобой?
- Я помогу тебе…
- Я радуюсь твоим успехам!
- Чтобы ни случилось, твой дом – твоя крепость!
- Как хорошо, что ты у нас есть!
Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков
Антисуицидальные факторы личности – это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений. К ним относятся:
- Ø эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
- Ø выраженное чувство долга, обязательность;
- Ø концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;
- Ø учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;
- Ø убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;
- Ø наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;
- Ø наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
- Ø психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.
- Ø наличие актуальных жизненных ценностей, целей;
- Ø проявление интереса к жизни;
- Ø привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;
- Ø уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
- Ø планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;
- Ø негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.
Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.